Безусловно, Программа «Военная ипотека» - уникальный продукт, разработанный с целью улучшения жилищных условий военнослужащих, но, как и любая государственная программа подобного масштаба, не лишена недостатков. Как выяснилось, на практике возникают противоречивые ситуации, требующие доработок в плане методов реализации.
1. Существенным недостатком программы «Военная ипотека» является тот факт, что положенные накопления начисляются в одинаковом размере для всех военнослужащих без учета стажа, должности, семейного положения и количества детей. Для семейных военнослужащих с детьми – это существенная проблема, так как государственные средства, выдаваемые на улучшение жилищных условий, рассчитаны исходя из потребностей 1-2 человек.
В качестве ответной реакции на решение данной проблемы в 2013 году была разработана новая редакция 15-ой статьи закона "О статусе военнослужащих", согласно которой офицеры, увольняемые со службы и нуждающиеся в жилье, смогли бы получить единовременную денежную выплату (ЕДВ) в виде жилищной субсидии, при расчете которой учитываются все члены семьи военнослужащего. Однако, военнослужащие, уже включенные в реестр НИС, не могут выйти из программы «Военная ипотека» и воспользоваться ЕДВ.
2. Другим существенным недостатком является то, что военнослужащий, оформивший военную ипотеку на жилье, фактически становится обязанным проходить длительную военную службу, иначе при увольнении возникает риск возврата целевого жилищного займа (ЦЖЗ), выданного государством, и погашения ипотечного кредита из собственных средств.
Только при выслуге более 20 лет и увольнении по льготным основаниям средства ЦЖЗ возврату не подлежат, а при выслуге более 10 лет использованные накопительные средства не возвращаются государству, но оставшуюся часть кредита придется выплачивать самостоятельно. Если стаж выслуги менее 10 лет, военнослужащий должен вернуть всю сумму ЦЖЗ в полном объеме и закрывать кредит из собственных средств.
Немаловажную роль в реализации прав на военную ипотеку играют временные сроки, которые могут существенно влиять на период ипотечного кредитования, определять условия увольнения, что в свою очередь влияют на размер компенсационных выплат, возврат или невозврат ЦЖЗ и в целом решают дальнейший исход - на чьи плечи ляжет бремя погашения военной ипотеки.
1. С момента вступления в НИС и возникновением права воспользоваться накоплениями целевого жилищного займа должно пройти 3 года, а свидетельство о праве воспользоваться ЦЖЗ выдается всего на 6 месяцев, зачастую данного времени недостаточно, чтобы заключить сделку по купле недвижимости и пройти полную процедуру оформления в банке и ФГКУ «Росвоенипотека». Расходы, возникшие в процессе сопровождения сделки и оформления военного ипотечного кредитования, могут оказаться напрасными, если процедура оформления вышла за пределы временных рамок.
2. Закон накладывает возрастные ограничения на срок ипотечного кредитования. Максимальный возраст военнослужащего к моменту полного погашения военной ипотеки не должен превышать 45 лет. Если молодой военнослужащий может рассчитывать на 20 лет ипотечного кредитования, то уже зрелый военнослужащий вынужден укладываться в более сжатые сроки, что сопряжено с вкладыванием собственных средств.
3. При увольнении по льготным основаниям, если стаж выслуги военнослужащего более 20 лет, то за счет компенсационных выплат погашается оставшаяся задолженность по ипотеке, если же военнослужащий увольняется со стажем чуть более 10 лет и имеет непогашенный кредит, то выплачивать значительную сумму придется самостоятельно. Если стаж менее 10 лет, то, несмотря на льготные условия увольнения, военнослужащий лишается всех прав и должен вернуть все использованные накопления, вложенные в приобретение жилья, государству и погашать ипотеку в дальнейшем за счет собственных средств.
Вопрос приобретения жилья по военной ипотеке требует серьезного и взвешенного подхода, подробное изучение законодательства поможет избежать вам подводных камней в программе накопительно-ипотечной системе.